MagSail
from Membrana for press 12 04 04
http://www.membrana.ru/articles/technic/2004/10/18/202800.html
Magazine
“Membrana” 18 October 2004, Space
Swindle.
MagBeam:
форменное надувательство космических парусов
"Люди могут добраться до Марса и вернуться назад
всего за 90 дней", — с таким сенсационным заявлением выступили учёные
из университета Вашингтона. Что за чудо-способ? Увы, даже при детальном
ознакомлении с новой идеей вопросов возникает больше, чем ответов.
Главный автор проекта — Роберт
Вингли (Robert Winglee), профессор университета Вашингтона (University of
Washington).
Его концепция привода корабля называется MagBeam —
иначе — "Реактивный привод намагниченным плазменным лучом"
(Magnetized Beamed Plasma Propulsion).
Электромагнитный ракетный привод — одно из самых
многообещающих направлений развития космической техники, рассуждает Вингли, но
он требует наличия на корабле мощного источника энергии.
Тут мы сделаем небольшое отступление. Согласно различным
проектам полёта людей к Марсу, основным приводом пилотируемого корабля будет
именно ионный электромагнитный. От химического он отличается колоссальной
экономичностью, в смысле расхода рабочего тела — аргона или ксенона.
Но зато, чтобы питать такие двигатели, на корабле нужно
установить либо миниатюрный ядерный реактор, либо солнечные батареи размером с
несколько футбольных полей.
И то, и другое, понятно, сильно влияет на сложность корабля и
его массу.
"А что, если всю эту начинку оставить на околоземной
орбите?" — подумал профессор.
Необычную систему он представляет так. На околоземной орбите
размещается большой спутник (станция) с запасом газа и мощным источником
энергии (те же солнечные батареи колоссальных размеров или ядерный реактор).
Специальное устройство создаёт концентрированный поток (луч)
плазмы, который разгоняет собственно пилотируемый корабль, ударяя в его
магнитный парус.
|
|
По оценке учёного, плазмотрон с
выходным отверстием в 32 метра смог бы создать достаточно интенсивный поток
плазмы, которая разогнала бы магнитный парусник почти до 12 километров в
секунду.
А дальнейшее развитее техники, утверждают авторы проекта,
позволит ещё больше нарастить размер и мощность луча, что ещё заметнее увеличит
максимальную скорость корабля и сделает возможным те самые 90 дней на
пилотируемую экспедицию "туда и обратно".
При этом на орбите вокруг Красной планеты, естественно, должно
быть размещено аналогичное околоземному спутнику устройство, создающее
тормозящий плазменный поток. Оно же будет отправлять корабль с магнитным
парусом назад к Земле.
Тут-то и возникают многочисленные сомнения в оправданности
такого подхода к путешествиям.
Во-первых: генератор ионов, "выстреливаемых" из
плазменной установки, это сам по себе — мощнейший ракетный двигатель,
который приведёт к уходу плазмогенератора с парковочной орбиты вокруг Земли
(или Марса), если не предусмотреть мощный компенсирующий реактивный привод, что
многократно усложнит и утяжелит систему.
|
|
Во-вторых: несмотря ни на какие
ухищрения, закон сохранения энергии мы не нарушим, а значит запас рабочего тела
(из которого будем "готовить" плазму") и запас мощности для
установки — будет никак не меньшим, чем в случае, когда мы просто
поставили бы такой плазмотрон непосредственно на пилотируемый корабль в
качестве тяговой установки.
В-третьих: учитывая, как сильно будет рассеиваться плазменный
поток на космических расстояниях, потребный запас газа и электрической энергии
на стартовой орбитальной станции будет даже многократно большим, может быть,
даже на порядки большим в сравнении с простой установкой электроракетного
движка на сам корабль, отправляющийся к Марсу.
Всё это можно ещё принять, учитывая, что запарковать такую
тяжёлую станцию на околоземной орбите проще, чем отправить её в путешествие
вглубь Солнечной системы. Но, вот незадача — такая же
"штуковина" нам потребуется для приёма разогнавшегося корабля вблизи
цели путешествия.
Её придётся доставлять к цели более традиционным способом —
так стоит ли огород городить?
В-четвёртых: учитывая вращение генераторов плазмы вокруг планет
и неизбежный разворот плоскости их орбиты относительно направления на цель
путешествия — нам потребуется постоянное и очень точное управление
ориентацией источника плазменного луча, чтобы как можно меньше плазмы пропало
даром.
В-пятых: при длительном путешествии по отрезку параболы между
орбитой Земли и орбитой Марса прямая между нашей планетой и кораблём, мягко
говоря, не будет совпадать с направлением вектора скорости корабля.
|
|
|
|
Так что толкать корабль лучом мы сможем лишь очень короткое
время — непосредственно вскоре после отлёта от околоземной орбиты. А это
потребует ещё большей мощности системы, по сравнению с вариантом, когда мы
могли бы разгоняться половину пути.
Эти щекотливые вопросы на сайте проекта не разъяснены. Зато
Вингли уже мечтает о целой сети таких плазменных станций, расположенных вблизи
разных планет, перекидывающих друг другу пилотируемые корабли и челноки с
грузами.
NASA уже выделило команде Вингли $75 тысяч для
того, чтобы она более детально проработала концепцию и составила список препятствий,
которые нужно преодолеть, чтобы сделать его реальностью.
Представляется, что, несмотря на теоретическую
непротиворечивость идеи, количественные параметры системы (мощность луча, масса
станции с генератором плазмы и тому подобное) делают эту идею больше похожей на
самовытаскивание барона Мюнхгаузена из болота.
Вы сами как думаете? Это надувание космических парусов или
надувание космического агентства?
Отклик: Г-н Вингли при помощи своего протеже директора НИАС Казанова
уже отхватил 3 миллиона долларов на свое бумажное исследование. Это наглое
надувательство налогоплательщиков.